дек 19, 2017 |
(0) | 778 |
Тэги: сознание, душа, знание
Происхождение санскритского термина «сознание» можно найти в этимологическом словаре «Nirukti». Слово «сознание», как и многие другие, имеет свои синонимы. В санскрите широко используется принцип номинации, при котором один десигнат обозначается через разные признаки, что приводит к возникновению синонимов. У данного термина более пяти синонимов.
В большинстве случаев обозначение термина «сознание» исходит от глагольного корня d [чи] - видеть, ему соответствует другой глагол cit - замечать, обращать внимание. Корень ci имеет омоним собирать. Чередование гласных и согласных в корне приводит к модификации: се, cet, cai, cait, cik, cid. Отсюда наиболее частое употребление синонимов, обозначающих сознание: citta (t - суффикс основы, а - модальный суффикс), cetana (ana - модальный суффикс, образующий существительные мужского и среднего рода, anat - женского рода), caitanya (anya – модальный суффикс) и другие.
Наиболее распространенный санскритский термин cetana (четана) употребляется в нескольких сходных значениях.
Группа А:
- кажущийся, видимый;
- восприимчивый;
- разумный; мыслящий:
Группа Б:
- вид, наружность;
- восприятие;
- разум, ум;
- душа;
- мысль;
-сердце;
Группа В:
- сознание (как прямое созерцание).
Так, в.упанишадах использование сочетания четанах четана-пам имеет смысл «сознание среди сознающих» или «полно мыслящий среди мыслящих», а эшо 'нур атма четаса ведитавъю - «этот тонкий Атман следует познать мыслью». В «Бхагавата пуране» говорится: «Разные типы сознания (четанам) развиваются подобно тому, как огонь, в зависимости от формы и величины поленьев, горит по-разному, хотя природа огня во всех случаях остается неизменной»; «Отличительным признаком чистого сознания является невозмутимость, ясность и сосредоточенность» — шантатвам ити четасах', «...удовлетворенность чистым сознанием» - прашантах шуддха-четасах. В Ригведе: авидвам... ачетах - незнающий... лишенный разума, чикитван - провидец, сведущий. В «Бхагавад гите»: адхъятма четасах - имеет полное знание о своей сущности, апахита-четасам - заблуждающийся.
Термин четана используется также в значении «признак жизни», т. е. то, по чему можно распознавать живое. Например, «четана. .. со-викара» - признаки жизни (сознание) есть элемент взаимодействия (со-викара); бхутанам асми четана - «Я - жизненная сила (сознание) всех живых существ».
Термин и корень cit (чит) употребляется как: 1) абсолютное знание; 2) постигать, понимать; 3) замечать, наблюдать. Этот корень лежит в основе термина читта, которое используется, во-первых, в качестве прилагательных - мысленный, упомянутый, желанный; во-вторых, как существительные - 1) ум, разум; 2) мышление, сознание; 3) воля, желание; 4) чувство ощущения; 5) сакральное сердце. Из ряда значений использования слова читта видно, что оно определяет аспекты сознания. Термин чит входит в сочетание, обозначающее природу живых существ и высшей реальности: сач-чид-ананда, бытие знания и блаженства, имеющее смысл сознания.
Рассмотрим несколько примеров. В Ригведе: пурвачиттаейе - «чтобы быть его первой мыслью»; противопоставление: шарира (тело) - читта (ум, мысль); читтанам ачиттанам чинавад ей вид-вам - «разумие и неразумие знаток различает».
В Бхагавата пуране:
1) сознание обозначает осознание сотношений с абсолютом: «В махат-таттве проявилась гуна благости, которая представляет собой ясное, спокойное состояние осознания Бхагавана и которую обычно называют васудевой, или сознанием (васудева-акхйам чит-там)»,
2) сознание несет функцию постижения знания: «Когда, отделившись, возникло сознание вселенской формы, в него вместе с функцией сознания (читтена амшеиа) вошла махатт-таттва, совокупная энергия, с помощью которой живое существо обрело способность постигать прикладное знание»; [Прим. Однако это описание, как и следующее, относится к проявленному, временному, а не к сущности.]
3) сознание как тонкий внутренний элемент: «Внутренние тонкие чувства проявляются через четыре аспекта: в виде ума (манах), интеллекта (буддхих), ложного эго (аханкара), обусловленного сознания (читтам). Различить их можно только по функциям, ибо каждый из них проявляет себя по-разному и характеризуется различными признаками».
Лексический синоним caitanya (чаитанйа) также употребляется в нескольких значениях: 1) сознание; 2) мысль; 3) душа, дух, но чаще всего в текстах переводится как «жизненная сила». Например, в классической йоге термин употребляется для обозначения чистого (континуального) сознания.
Второй глагол jna - знать, познавать также лежит в основе образования термина, обозначающего сознание. Слова jnana, jnanam (гьяна) также часто встречаются для обозначения сознания, знания. Например, гъяна-вигьяна-нидхайе брахмане ананта- шактайе - «Брахман — источник всякого трансцендентного сознания, потенций, владелец безграничных энергий»; кевалам джнарти (гъяти) -матрам - «обладатель чистого и полного сознания»; авантарам гьянам - «чистое сознание (знание) «покрывается»; «совершенно сознание (прагъя) того, кто способен отвлечь свои чувства от объектов». В комментарии Бхактиведанты Свами к «Бхагавата пуране» сказано, что бытие души проявляется в форме сознания, которое называется гъяна-шакти, или энергия знания.
Рассмотрим другие синонимы термина «сознание». Слово sattva (cammed) от корня sat (быть, существовать): 1) существование, бытие; 2) суть, сущность; 3) живое существо; 4) характер природы; 5) разум; 6) сознание; 7) религиозная чистота; в некоторых сочетаниях также имеет значение «сознание». Например, саттвам вишудхам васудева шабтитам - «чистое сознание известно под именем Васудева». Здесь имеется в виду состояние человека, обладающего чистым трансцендентным знанием или способностью видеть трансцендентное. «Сознание (саттвам) (речь идет об обусловленном сознании), которое пронизывает тело, есть причина зависимости в материальном мире».
Можно встретить употребление понятия «сознания» в следующем контексте: «Чистая душа является чистым сознанием (авабодха атма), и поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не утрачивает его. Лишить душу сознания не могут ни время, ни ситуация, ни сны»; «Совокупная энергия махатт-таттвы, принявшая форму гигантской вират-рупы, сама разделила себя на сознание живых существ (здесь: атма-шактиман, душа, обладающая различными энергиями), жизнедеятельность, самоотождествление».
Санскритско-английский словарь Мониер - Вилльяма дает также ряд значений терминов от корня ci (видеть, замечать), употребляющихся в качестве определения сознания:
I. Cetas: сознание, разум, размышление, сердце, душа, ум.
II. Cit: формировать идеи в уме, быть сознающим, понимание, знание, понимать, постигать, думать, отражать, и другие термины близкие по смыслу.
III. Citta: понятие, идея, желание, сердце, ум, размышление, воображение, разум, рассудок, замечать, нацеливаться.
IV. Cetana (муж. и ср. рода): видимый, явный, очевидный, заметный (бросающийся в глаза), различать, распознавать, различие (используется для обозначения сознания в Ригведе и Атхарвеведе), восприятие, сознание, мыслящий, ощущающий, размышляющий (в Катха упанишад).
V. Cetanat (жен. рода): состояние восприятия, сознание.
Приведенные слова используются, во-первых, при обозначении сознания как восприятия, созерцания воспринятого, кажущегося, замеченного, наблюдаемого. Это можно отнести к феноменологической стороне сознания. Во-вторых, термин употребляется в обозначении мышления, разума, познания, разделенного с кем-либо знания, или имеет свою когнитивную сторону. В-третьих, трактуется как особый вид энергии (жизненной силы), характеризующей живые существа. Однако сознание в его прямом значении чаще имеет смысл трансцендентного, прямого созерцания, где индивидуальное Я непосредственно знает, воспринимает и желает.
Таким образом, рассмотрение смысла понятия сознание сводится в основном к рассмотрению временного, проявленного, кажущегося, атме и практически не рассматривает совершенно другие аспекты этого понятия, такие как: суть, сущность, бытие, жизненная сила, абсолютная истина, т.е. то, что порождает временное, читту, атму, джива-атму, проявленное и всю игру круговорота живых существ в Природе. Однако без осознагия этого последнего, понять джива-таттву невозможно.
Статистика сайта© 1995 - 2018 Институт Русской Ведической Культуры :: Родник Предков
Разработка сайта Maha Dev