Сознание, душа и знание в духовной психологии

Сознание, душа и знание  в духовной психологии

Происхождение санскритского термина «сознание» можно найти в этимологическом словаре «Nirukti». Слово «сознание», как и многие другие, имеет свои синонимы. В санскрите широко используется принцип номинации, при котором один десигнат обозначается через разные признаки, что приводит к возникновению синонимов. У данного термина более пяти синонимов.

В большинстве случаев обозначение термина «сознание» исходит от глагольного корня d [чи] - видеть, ему соответствует другой глагол cit - замечать, обращать внимание. Корень ci имеет омоним собирать. Чередование гласных и согласных в корне приводит к модификации: се, cet, cai, cait, cik, cid. Отсюда наиболее частое употребление синонимов, обозначающих сознание: citta (t - суффикс основы, а - модальный суффикс), cetana (ana - модальный суффикс, образующий существительные мужского и среднего рода, anat - женского рода), caitanya (anya – модальный суффикс) и другие.

Наиболее распространенный санскритский термин cetana (четана) употребляется в нескольких сходных значениях.
Группа А:
- кажущийся, видимый;
- восприимчивый;
- разумный; мыслящий:

Группа Б:
- вид, наружность;
- восприятие;
- разум, ум;
- душа;
- мысль;
-сердце;

Группа В:
- сознание (как прямое созерцание).

Так, в.упанишадах использование сочетания четанах четана-пам имеет смысл «сознание среди сознающих» или «полно мыслящий среди мыслящих», а эшо 'нур атма четаса ведитавъю - «этот тонкий Атман следует познать мыслью». В «Бхагавата пуране» говорится: «Разные типы сознания (четанам) развиваются подобно тому, как огонь, в зависимости от формы и величины поленьев, горит по-разному, хотя природа огня во всех случаях остается неизменной»; «Отличительным признаком чистого сознания является невозмутимость, ясность и сосредоточенность» — шантатвам ити четасах', «...удовлетворенность чистым сознанием» - прашантах шуддха-четасах. В Ригведе: авидвам... ачетах - незнающий... лишенный разума, чикитван - провидец, сведущий. В «Бхагавад гите»: адхъятма четасах - имеет полное знание о своей сущности, апахита-четасам - заблуждающийся.

Термин четана используется также в значении «признак жизни», т. е. то, по чему можно распознавать живое. Например, «четана. .. со-викара» - признаки жизни (сознание) есть элемент взаимодействия (со-викара); бхутанам асми четана - «Я - жизненная сила (сознание) всех живых существ».

Термин и корень cit (чит) употребляется как: 1) абсолютное знание; 2) постигать, понимать; 3) замечать, наблюдать. Этот корень лежит в основе термина читта, которое используется, во-первых, в качестве прилагательных - мысленный, упомянутый, желанный; во-вторых, как существительные - 1) ум, разум; 2) мышление, сознание; 3) воля, желание; 4) чувство ощущения; 5) сакральное сердце. Из ряда значений использования слова читта видно, что оно определяет аспекты сознания. Термин чит входит в сочетание, обозначающее природу живых существ и высшей реальности: сач-чид-ананда, бытие знания и блаженства, имеющее смысл сознания.

Рассмотрим несколько примеров. В Ригведе: пурвачиттаейе - «чтобы быть его первой мыслью»; противопоставление: шарира (тело) - читта (ум, мысль); читтанам ачиттанам чинавад ей вид-вам - «разумие и неразумие знаток различает».

В Бхагавата пуране:
1) сознание обозначает осознание сотношений с абсолютом: «В махат-таттве проявилась гуна благости, которая представляет собой ясное, спокойное состояние осознания Бхагавана и которую обычно называют васудевой, или сознанием (васудева-акхйам чит-там)»,
2) сознание несет функцию постижения знания: «Когда, отделившись, возникло сознание вселенской формы, в него вместе с функцией сознания (читтена амшеиа) вошла махатт-таттва, совокупная энергия, с помощью которой живое существо обрело способность постигать прикладное знание»; [Прим. Однако это описание, как и следующее, относится к проявленному, временному, а не к сущности.]
3) сознание как тонкий внутренний элемент: «Внутренние тонкие чувства проявляются через четыре аспекта: в виде ума (манах), интеллекта (буддхих), ложного эго (аханкара), обусловленного сознания (читтам). Различить их можно только по функциям, ибо каждый из них проявляет себя по-разному и характеризуется различными признаками».

Лексический синоним caitanya (чаитанйа) также употребляется в нескольких значениях: 1) сознание; 2) мысль; 3) душа, дух, но чаще всего в текстах переводится как «жизненная сила». Например, в классической йоге термин употребляется для обозначения чистого (континуального) сознания.

Второй глагол jna - знать, познавать также лежит в основе образования термина, обозначающего сознание. Слова jnana, jnanam (гьяна) также часто встречаются для обозначения сознания, знания. Например, гъяна-вигьяна-нидхайе брахмане ананта- шактайе - «Брахман — источник всякого трансцендентного сознания, потенций, владелец безграничных энергий»; кевалам джнарти (гъяти) -матрам - «обладатель чистого и полного сознания»; авантарам гьянам - «чистое сознание (знание) «покрывается»; «совершенно сознание (прагъя) того, кто способен отвлечь свои чувства от объектов». В комментарии Бхактиведанты Свами к «Бхагавата пуране» сказано, что бытие души проявляется в форме сознания, которое называется гъяна-шакти, или энергия знания.

Рассмотрим другие синонимы термина «сознание». Слово sattva (cammed) от корня sat (быть, существовать): 1) существование, бытие; 2) суть, сущность; 3) живое существо; 4) характер природы; 5) разум; 6) сознание; 7) религиозная чистота; в некоторых сочетаниях также имеет значение «сознание». Например, саттвам вишудхам васудева шабтитам - «чистое сознание известно под именем Васудева». Здесь имеется в виду состояние человека, обладающего чистым трансцендентным знанием или способностью видеть трансцендентное. «Сознание (саттвам) (речь идет об обусловленном сознании), которое пронизывает тело, есть причина зависимости в материальном мире».

Можно встретить употребление понятия «сознания» в следующем контексте: «Чистая душа является чистым сознанием (авабодха атма), и поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не утрачивает его. Лишить душу сознания не могут ни время, ни ситуация, ни сны»; «Совокупная энергия махатт-таттвы, принявшая форму гигантской вират-рупы, сама разделила себя на сознание живых существ (здесь: атма-шактиман, душа, обладающая различными энергиями), жизнедеятельность, самоотождествление».

Санскритско-английский словарь Мониер - Вилльяма дает также ряд значений терминов от корня ci (видеть, замечать), употребляющихся в качестве определения сознания:
I. Cetas: сознание, разум, размышление, сердце, душа, ум.
II. Cit: формировать идеи в уме, быть сознающим, понимание, знание, понимать, постигать, думать, отражать, и другие термины близкие по смыслу.
III. Citta: понятие, идея, желание, сердце, ум, размышление, воображение, разум, рассудок, замечать, нацеливаться.
IV. Cetana (муж. и ср. рода): видимый, явный, очевидный, заметный (бросающийся в глаза), различать, распознавать, различие (используется для обозначения сознания в Ригведе и Атхарвеведе), восприятие, сознание, мыслящий, ощущающий, размышляющий (в Катха упанишад).
V. Cetanat (жен. рода): состояние восприятия, сознание.

Приведенные слова используются, во-первых, при обозначении сознания как восприятия, созерцания воспринятого, кажущегося, замеченного, наблюдаемого. Это можно отнести к феноменологической стороне сознания. Во-вторых, термин употребляется в обозначении мышления, разума, познания, разделенного с кем-либо знания, или имеет свою когнитивную сторону. В-третьих, трактуется как особый вид энергии (жизненной силы), характеризующей живые существа. Однако сознание в его прямом значении чаще имеет смысл трансцендентного, прямого созерцания, где индивидуальное Я непосредственно знает, воспринимает и желает.

Таким образом, рассмотрение смысла понятия сознание сводится в основном к рассмотрению временного, проявленного, кажущегося, атме и практически не рассматривает совершенно другие аспекты этого понятия, такие как: суть, сущность, бытие, жизненная сила, абсолютная истина, т.е. то, что порождает временное, читту, атму, джива-атму, проявленное и всю игру круговорота живых существ в Природе. Однако без осознагия этого последнего, понять джива-таттву невозможно. 

Статистика сайта
1091470
3806906
Просмотры: 962
Посещения: 946


Следующие 3 страницы могут вас заинтересовать:

Еженедельный практикум по Рунам Русичей

Еженедельный практикум по Рунам Русичей

Очное и он-лайн обучение в минигруппах, углублённые практики и масет-классы по рунам русичей. Расклады, руноставы, и многое другое. Юлия Бурая.


Руны русичей

Семинар практика руны русичей. Юлия Бурая

Руны русичей. Приглашение

Руны русичей. Родник предков

Руны русичей. Описания

Проект Славянский миръ

Друзья! По вашим многочисленным просьбам группа «РОДНИК ПРЕДКОВ», совместно с Евгением Аверьяновым, представляет справочник с подробным описанием РУН РУСИЧЕЙ! Заказать