дек 11, 2017 |
(0) | 601 |
Тэги: загадочная реальность, реальность
Реальность имеет две формы: физическую, которую можно потрогать руками, и метафизическую, лежащую за пределами восприятия, но не менее объективную. В некотором смысле мир представляет собой бескрайнее дуальное зеркало, по одну сторону которого находится материальная вселенная, а по другую простирается метафизическое пространство вариантов – информационная структура, в которой хранятся сценарии всех возможных событий.
Число вариантов бесконечно, как бесконечно множество допустимых положений точки на координатной плоскости. Там записано все что было, есть и будет, оттуда же к нам приходят сны, ясновидение, интуитивные знания и озарения. [Трансерфинг реальности].
Можно попробовать предпринять путешествие в мир философских категорий для того, чтобы постараться более глубоко разобраться в вопросе: “что же такое реальность?”. Первое, что можно сказать, так это то, что мир представлен в вышеприведенном тексте в дуальной концепции или парадигме, т.е. в упрощенном дискретном виде.
Реальность – категория в дуальной философии (от позднелат. realis -вещественный, действительный) :
1. Наличное, ограниченное, определенное бытие в форме вещей (предметов, их качеств, отдельных или дискретных индивидуумов), т.е. совокупность чувственной данности мира как мира вещей в созерцании и восприятии.
2. Форма существования материи, как таковой, вне зависимости от её восприятия, т.е. объективная реальность.
Противоположное понятие выражают категории - иллюзия, фантазия, идеальное.
Понятие реальность следует отличать от понятия действительность. Действительность - осуществленная реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, знания. В отличие от реальности, действительность включает в себе также все идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности. Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, что отражает понятие возможность. Все возможное может стать действительным.
Термин действительность носит гносеологический (гносеология - теория познания) оттенок, в отличие от термина материя. Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения "объективной" реальности, которая "отображается" нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).
Итак, как мы видим, термин “Реальность”, понимаемая как бытие, представленное в форме совокупности вещей, предметов и их качеств, носит гносеологический оттенок, то в понятии “материя” оно приобретает онтологический (изучающий бытие) оттенок.
Реальность обычно противопоставляют:
- безграничному и неопределенному сущему (чистому бытию, субстанции, абсолюту, т.е. то, что непроявленно или не определено для нас)
- невещественному бытию в формах идеи, идеала; тем самым “сущее” (онтологическое, бытийное) в этом смысле противоположно понятию “реальность”.
Обыденное мышление склонно подразумевать под Реальностью “все то, что есть” и отождествлять между собой понятия бытия, существования, реальности и действительности, тогда как философская рефлексия в некоторой мере разводит эти понятия:
1. Бытие:
- есть либо сущее (греч. ontos, лат.ens, entia) в его отвлечении от его гипотетических качеств, которые суть не определены;
- либо такая абсолютная полнота (лат. ess - есть, истина, истое), в которой все мыслимые противоположности (духа и материи, реального и идеального и т. п. сняты, невырождены, совпадают и образуют конкретное единство.
2. Существование (лат. ex-ist entia, existentia - букв.: прошлое бытие):
- бытие, которое нашло свое выражение в форме вещей, свойств и отношений, т.е. проявленная сущность (лат. essentia) и противостоящее существенному бытию.
3. Реальность:
- вещественный аспект существования;
4. Действительность (от лат, dei - Бог, Творец, Деятель):
- единство творящего и сотворенного, действия и результата, существенного (внутреннего, целевого) и вещественного (внешнего, опредмеченного), идеи и вещи, идеального и реального.
В отличие от понятия бытия понятие существование всегда остаётся только аспектом сущего, тогда как понятие бытие употребляют также в смысле “всего существующего”, “мира как целое”.
Реальность не предикат, дополняющий определение вещи неким свойством, подобным фигуре или тяжести, но именно суть бытия вещи. Вместе с тем вещество еще не есть вещь; чтобы стать вещью, вещество должно оформиться определенным образом.
В механистическом естествознании XVII - XVIII вв. под веществом стали понимать все то, что имеет массу покоя и из чего состоят вещи, т. е. материальный субстрат. В XX в. вещество как нечто дискретное (локализованный аспект) стали противопоставлять бесконечной волне, как чему-то континуальному (поле).
Понятие реальность раскрывается в различных философских системах и школах тем или иным образом, в зависимости от понимания природы вещи (лат. res - вещь, дело, достояние) и не имеет однозначного толкования.
Вещь – неделимая единица существующего (квант, атом, атма), это, существующее нечто (Гегель); все то, что может находиться в отношении и обладать какими-либо свойствами (качествами), формой, именем (названием).
В языке вещь чаще обозначается существительным, в логике - предметными (индивидными) константами. До XIX в. в естествознании и материалистической философии основными признаками вещи считались телесность и протяженность, в связи с чем, вещь сближалась по смыслу с ее границами, метрикой (ср.: лат. area -площадь, areal - пространственное, область распространения какого-либо явления; англ. realm - царство, королевство, realty - недвижимое имущество). Вместе с тем во многих языках, в т. ч. в русском, слово «вещь» имеет альтернативные значения:
а) тела, целого (ср.: вещь, весь, вес),
б) подлинности, естины, истины (ср.: вещь, вещий, весть, совесть).
Подобная двойственность характерна для слов «есть» и «реальный»: а) имеющий место в пространстве и времени, б) неподдельный, истинный.
Аристотель различал в понятии «есть»:
а) случайное наличие одного в другом,
б) приписывание вещи существенных признаков,
в) истинность, соответствие действительности, естину,
г) актуальное проявление или возможность.
Этимологическая двойственность слов «есть» и «вещь» дает возможность применять термин «Pеальность» для радикально различающихся философских утверждений о сущем и существующем.
Если вещь прежде всего связывают со свойствами протяженности и дискретности, то реальность видится как совокупность разделенных и сосуществующих тел, причем каждое отдельное тело есть нечто конкретное (от лат. concretus - сросшийся, целый). Такова, например, позиция философии реизма: Ф. Брентано приписывал подлинную реальность только вещам, Т. Котарбиньский призывал оставить в языке только имена тел, а «свойства» и «отношения» искоренить как квазиимена, метафорически употребляемые термины. Противники реизма полагают реальными не только вещи, но также события (процессы), свойства и отношения. Так, философы-марксисты определяют реальность как объективно существующие вещи, свойства и отношения (материя), которые могут воспроизводиться в сознании как свойства высокоорганизованной материи и иметь субъективно-реальное существование и выражение в знаках.
Если вещь сближать со свойствами ее пространственно-временной изменчивости, то реальность может описываться как поток, становление, единство разрушения и возникновения (об этом смысле, вероятно, напоминает греч. rhei - река,течение; panta rhei - все течет). В этом случае реальность понимается как физическое (фюзис - сотворенная и изменчивая природа) и противопоставляется метафизическому (абсолютному) миру. Например, Гегель противопоставлял Абсолютную Идею и идеальное их инобытию в природной, физической, реальной форме.
При отождествлении вещи с суммой ее свойств, данных нам чувственно, реальность превращается в кажимость, видимость, майю, иллюзию, поток сознания, причем не важно, имеет она грубые, физические или тонкие, метафизические, о чем говорилось в самом начале статьи, формы. Субъективный идеализм исходит из формулы Дж. Беркли «Существовать - значит быть воспринимаемым» и обычно сводит вещь к сумме чувственных данных, ощущений субъекта.
Начиная с «теории типов» Б. Рассела, многие представители неопозитивизма и аналитической философии стремились теоретически обосновать возможность элиминации из языка имен собственных, обозначающих вещи (тела, предметы, индивиды), и замены индивидных терминов чисто предикативными описаниями; Р. при этом понимается как то, что описывается прилагательными (общими свойствами и отношениями), соотносимыми с субъективными состояниями воспринимающего. Другой поворот философской мысли - наивный реализм, отождествляющий объективное проявление вещи со свойствами чувственной воспринимаемости. Например, для наивного материализма характерно утверждение: реальность такова, каковой мы ее воспринимаем; явление -то же, что и видимость; субъективная реальность адекватно воспроизводит содержание объективной реальность.
При сближении вещи со свойствами дискретности, непроницаемости, упругости, сопротивляемости - внешнему воздействию субъекта можно, во-первых, объяснить, почему так часто критерий реальность ищут в чувственной воспринимаемости вещей или практике (органы чувств фиксируют именно преграды, объект дан как нечто сопротивляющееся субъекту), во вторых, понимать вещь как отдельное и нерасчленяемое целое (единицу, элемент, стихию, атом, монаду, атму, индивид). Приписав вещи относительную неделимость, ее и реальность теперь можно наделять, в зависимости от представления о природе субстрата, либо исключительно посюсторонним, материальным, физическим существованием (материализм), либо относить вещь и реальность к трансцендентному миру идей (объективный идеализм), либо субъективизировать содержание вещи и реальность и придавать вещи имманентное существование в форме атома или кванта сознания, «факта», «протокольного предложения» (субъективный идеализм).
Вместе с тем перенос акцента на вещь, как на нечто атомарное дает основание для логического обобщения понятия вещи, выпаривания из него упоминаний о тех или иных видах существования и закрепления за ним только определения предмета «вообще», единицы существования любого рода и вида. Благодаря такой абстракции в современной философской литературе вместо категории вещи обычно употребляют категории предмета и объекта, говорят о материальных и духовных объектах, мирах, абстрактных и идеализированных предметах; соответственно расширяется и понятие реальность - им могут обозначать любую форму существования предметов и объектов. В связи с утратой критериев непроницаемости и воспринимаемости, которыми раньше определяли реальность в науке, остро встала проблема физической и математической реальности. Понятие реальность настолько сблизилось с понятием существования, что к реальности стали применять критерий У. Куайна «Существовать - значит быть значением квантифицированной переменной».
Если вещь непроницаема, но все же как-то дана нам внешне, чувственно, то в понятии реальность вычленяется три аспекта:
- вещь в себе (по И. Канту, это - ноумен, сущность, непознаваемое ядро вещи);
- объективное проявление вещи, феноменон, фанерой, скорлупа вещи - это множество “овнешвляемых” свойств вещи (феноменология, противостоя наивному реализму и психологизму, обычно описывает «феномен» как знак чего-то действующего изнутри «вещи в себе»);
- видимость, «вещь для нас», т. е. способность вещи своим влиянием производить в нас представления о ней.
Эти представления могут быть адекватными явлению или иллюзорными и обладают свойством субъективной чувственной достоверности. Суждения о вещах – это синтетические предположения и умозаключения о субъективно данном потоке свойств, но вовсе не являются прямым знанием реальности.
Согласно такому взгляду, сущность, явление и кажимость, как аспекты реальности, имеют разные степени близости к подлинному бытию: сущность более реальна, чем явление, а явление более реально, чем чувственная достоверность восприятия вещи.
Если понятие реальность раскрывать, прежде всего, исходя из представления о происхождении вещей из бытия, путем реификации (от англ. reification - овеществление) подлинного бытия в тех или иных (широких или узких) границах, качествах, индивидах, но при этом также учитывать разную степень близости сущности, явления и видимости вещи к бытию, то реальность предстанет либо иерархией, состоящей из универсальных, общих и отдельных вещей, либо сущность каждой вещи будет видеться как пирамида сущностей первого, второго и т. д. порядков глубины.
В связи с необходимостью проговаривания связей между бытием (entia), сущностью (essentia) и существованием (existentia) и был введен в XIII в. схоластами в оборот сам термин реальность. Вещь не самосуща, она определена извне и изнутри, имеет сущность и существование, внутреннюю и внешнюю стороны, т.е. категория существование возникает только по отношению к познающему, когда сущее выступает как объект его познания. Под реальность схоласты понимали вещи, обладающие значительной степенью бытия, а наибольшую реальность приписывали Богу как Полноте Бытия (лат. ens realisimum).
Позднее содержание понятия реальность стало предметом спора между реалистами, придававшими универсалиям статус всеобщих и независимых вещей (объективных сущностей), и номиналистами, признававшими реальностью только единичные вещи.
Универсалии - либо просто собирательные имена единичных вещей и интервалов пространства, а потому не имеют статуса реальности (номинализм), либо универсалии суть родовые свойства вещей (типа «круглость», «лошадность» и т, д.), они объективно первичны, подобно тому как «человек» первичен по отношению к имени «Иван» (реализм), но во втором случае трудно признать за универсалиями протяженность и существование во времени, поскольку пространство и время - основа суждений о единичном.
Философы нового времени также дискутировали о степенях реальностии. Например, Р. Декарт и Б.Спиноза приписывали высшую степень реальности субстанции, Г. Лейбниц - монадам, Д.Локк - первичным качествам (фигуре, форме, размерам вещи), И. Кант различал эмпирическую реальность явлений и категориальную реальность.
Сенсуализм, склоняясь к номинализму, видит во внешнем опыте источник познания реальности; рационализм склонен допускать, что во внешних чувствах реальность искажена и только разум постигает сущности вещей, разграничивая реальность и видимость; интуитивизм ищет источник познания реальности в непосредственном (необразном) знании оригиналов - во внутреннем духовном зрении, интуиции, совести, мистическом постижении сущности и феномена.
Для одних философов «чувство реальности» дает опыт или практика, для других - ясное и непротиворечивое размышление о вещах, для третьих - духовная способность души прямо пребывать в сущностях и феноменах, отличающаяся от плотской способности души к достижению внешней видимости вещей. Философское понятие реализма не совпадает с понятиями реализма в искусстве или политике, однако последние трудно раскрыть вне связи с первым. В заключение можно сказать, что все выше сказанное имеет место быть, но на различных уровнях развития сознания, личности, познающего.
В работе использованы неопубликованные материалы Д. В. Пивоварова.
Статистика сайта© 1995 - 2018 Институт Русской Ведической Культуры :: Родник Предков
Разработка сайта Maha Dev