Структура мироздания и сознание. Мантра Гаятри

Структура мироздания и сознание. Мантра Гаятри

Весь мир заключен в Истине — самодостаточном беспредельном трансцендентном Абсолюте.

Структура сознания дживы

Структура мироздания и сознание. Мантра Гаятри

Если рассматривать упрощённо, то сознание обусловленного живого существа состоит из двух главных сущностей — "Я Есмь" (Атма) и "Эго" (Аханкара).

Атма - Абсолют, Вселенский Дух, божественная Монада, Высшая Душа, Абсолютная истина, самодостаточная и удовлетворенна сама в себе.

Эго — это ложное отражение высшего "Я", существующего в симбиозе семи тел (физического, метаэфирного, витального, астрального, ментального, бодхического и каузального).

В процессе духовной практики происходит растворение или переходит в непроявленное состояние Эго и выходит на полное самопроявление внутреннее "Я Есмь" сознание. Другими словами, в человеке есть ограниченное сознание и неограниченное подсознание. Они должны или соединиться в Истинное Самосознание, или же существовать в непрерывной взаимосвязи и гармонии. Конец двойственности может положить только любовное соединение с Истиной.

Мантра Гаятри и более тонкая структура сознания

ом бхур бхувах сваха
тат савитур варенйам
бхарго девасйа дхимахи
дхийо йо нах прачодайат

ОМ - священный слог, считается, что ОМ содержит в себе всё знание, являясь источником Вед и всего творения. БХУР, БХУВА, СВАХА – это Физическая, Астральная и Небесная (сварга) сферы Бытия.
ТАТ — та, то (Высшая Божественная Сущность)
САВИТУР – Источник, солнечное божество, животворящая сила
БХАРГО — блеск, сияние, величие, великолепие
ВАРЕНЙАМ — желанная, превосходная восхитительная (Высшая Божественная Реальность)
ДЭВАСЙАЯ - указывает на божественную личность
ДХИМАХИ - Мы утвердимся (в), фиксируем ум, внимание, мы будем медитировать, медитируем (подразумевает связь)
ДХИЙО — разум, позволяющий осознать Высшую Истину
ЙО - который
НАХ — наш, нас
ПРАЧОДАЙАТ - кто пусть вдохновит, просветит, побуждать, приводить в движение нашу мысль

В слове гаятри заключены два санскритских корня: ганат – (песня) и трайате (дарующий освобождение). Так гаятри означает “великая песня, несущая спасение, свободу и избавление”. Если рассмотреть ведическую мысль от самой лаконичной до самой расширенной её формы, то обнаружится, что изначальная истина заключена в едином слоге Ом, омкаре. В этом смысл мантры гаятри – задача лишь в том, чтобы извлечь образ Абсолюта как Крышня – из чрева гаятри.

Обычно гаятри переводится: “песнь, дарующая освобождение”. Смысл освобождения не в том, чтобы отказаться от страданий этого мира, а в том, чтобы обрести плоды самоосознания : муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих – пока душа не достигла наивысшей точки на позитивной стороне бытия, освобождение, мукти, не состоялось.

Гегель говорил, что цель жизни – самоопределение или самовыражение. Самоопределиться значит найти себя в окружающей реальности, а если более точно, то найти истинное, действительное бытие в себе самом. Душа должна не просто уйти из негативной сферы бытия, а занять естественное для себя положение в органичном целом – найти своё место в мире Абсолюта. Тогда можно считать, что она достигла цели существования. В этом смысл гаятри.

Дословное значение мантры брахма-гаятри:

Первое слово – Ом. Это семя мантры, в котором заключено всё.

Следующее слово – бхур. Бхур – это мир, в котором мы сейчас находимся, мир эмпирического восприятия – Бхулока. Затем – бхувах или Бхуварлока, так называется сфера психических ощущений – мир, где накапливается опыт, благодаря которому мы воспринимаем окружающую действительность. Восприятие окружающего мира целиком зависит от состояния нашего ума. Физический мир – уровень бытия, на котором мы сейчас находимся – всего лишь продукт наших прошлых мыслей и переживаний, порождение тонкого мира ментала плюс эмоции и чувства. (Бхуварлоки).

Следующее слово мантры – сваха. Так обозначают мир Сварга-локи, который находится над Бхуварлокой. Если психический мир (Бхуварлока) – это область бытия, где возникает приязнь и неприязнь, где рождаются симпатии и антипатии, то Свалока – это область, где принимаются решения, мир разума (Буддхилока). Когда у нас возникает желание, разум его анализирует и выносит решение, например: “Тебе это хочется, но лучше не поддаваться соблазну, поскольку это приведёт к нехорошим последствиям”. Уровень бытия, где принимаются решения, называется Свалокой, миром разума.

Таким образом, материальный мир образован из трёх основных слоёв: бхур – физический мир, бхувах – психический мир и свах – мир разума. При более обстоятельном анализе обнаруживается, что материальный мир состоит не из трех, а из семи уровней: Бхур, Бхувах, Свах, Маха, Джана, Тапа и Сатья. Все они подробно описаны Санатаной Госвами в Брихад-Бхагаватамритам. Но в гаятри эти семь слоёв материального бытия объединены в три основных: физический, психический и интеллектуальный. Они обозначены одним словом: тат.

Дальше в мантре идет савитур, что обычно означает Солнце (Сурья). В переносном смысле, солнце – это то, что освещает, благодаря чему мы видим. Савитур значит “то, что освещает три грубые и тонкие сферы бытия”. А это есть душа или сознание: благодаря ей мы воспринимаем окружающий мир. Грубая материя становится видимой не благодаря Солнцу, а благодаря душе, сознанию, следовательно, свет, который делает внешний мир видимым, исходит от души. Она – савитур. Мы видим не солнцем, а сознанием. Об этом говорит Бхагавад-гита: йатха пракашайатй эках критснам локам имам равих. Душа, словно солнце, всё озаряет. Солнце открывает нам мир красок, с помощью уха мы проникаем в мир звуков, а с помощью кожи познаём мир осязаемых вещей. Но в центре всего стоит душа, она “освещает” физический мир.

Это душа познаёт мир чувственного опыта, именно она обладает свойством восприятия. В данном случае слово савитур, которое обычно значит “солнце”, имеет другое значение – “душа”, поскольку душа, наподобие солнца, освещает окружающий мир.

Словом тат – «это» – обозначены семь слоёв материального бытия, которые в мантре гаятри объединены в три основных: бхур, бхувах и свах – физический, психический и интеллектуальный.

“Это” (материальный мир) освещается солнцем, которое в данном контексте значит “индивидуальная душа” или джива-атма. Индивидуальная душа сама создаёт свой мир. Не сознание существует в мире, а мир в сознании. С этими словами Беркли нельзя не согласиться. Гаятри гласит: окружающий мир виден благодаря солнцу. Без солнца всё погружается во тьму, исчезает. Без света невозможно видеть. В высшем смысле, свет есть душа. Она – субъект, по отношению к которому семь уровней материального бытия – объекты.

Следующее слово – варенйам. Оно означает то, что является желанным. Превосходным, то, кого почитают. Дело в том, что, помимо материального мира – внешней стороны бытия, где душа играет роль субъекта, существует другая, внутренняя сторона бытия, который душа призвана найти и осознать. Это многомерная реальность, в которой пребывают Сверхдуша и другие аспекты сущности живого существа, все они олицетворяют иерархию планов бытия или локи.

Самый близкий к живому существу уровень сознания соответствует сверхсубъективному бытию, называемому бхарго. Словом бхарго обозначается сверхсубъективная сфера, царство Сверхдуши. Первый стих Шримад-Бхагаватам гласит: дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахи. Шрила Вьясадева говорит: речь пойдёт о совершенно другом мире, который настолько чист и непорочен, что один единственный луч оттуда способен разрушить все иллюзии.

В этом мироздании душа играет роль субъекта, а все миры эмпирического восприятия – для неё объекты, или поле деятельности. Однако существует сфера бытия, царство Сверхсубъекта, в котором душа (субъект) занимает положение субъекта более низкой мерности. В данном случае имеется ввиду, что число степеней свободы души меньше, а качества проявлены в меньшей степени и лишь фрагментарно.

Слово бхарго означает “более тонкий, чем душа”, “занимающий более высокое положение, чем душа”, которое обозначено понятием Сверхдуша, Пара-атма. В общепринятом смысле бхарго означает “свет”. Как рентгеновские лучи способны показать то, что не видно невооруженному глазу, так с помощью бхарго или сварупа-шакти, тонкого и необычайно мощного излучения, можно увидеть душу. Энергия (свет) бхарго исходит от девы. Дева означает “прекрасный, привлекательный, предающийся играм”. Это Шри Кришна – Прекрасная Реальность. Он не однородный безличный дух, Он полон разнообразия и непрерывно играет. Слово дева одновременно означает “прекрасный и играющий” Кришна.

Его царство – бхарго, источает яркий свет и является варенйам – предметом медитации для души. Сварупа-шакти (свет бхарго) – это вайбхава. Через неё распространяет Себя Шримати Радхарани. Она олицетворяет безусловную любовь и преданность Кришне; в Её руках сосредоточена вся энергия служения. Бхарго – не что иное, как вайбхава, тело Шримати Радхарани, в котором есть всё для служения Кришне. Бхарго представляет собой Махабхаву, подчиненную (женскую) половину единого Абсолюта, а дева означает расараджа, Кришна, – господствующую (мужскую) половину Абсолюта.

В мантре гаятри содержится призыв к медитации: бхарго девасйа дхимахи. На что медитирует душа, находясь в мире преданности? Она медитирует не на нечто абстрактное, а на соединение с объектом любви.

Слово дхимахи означает “быть в потоке самопроизвольной, неконтролируемой любви во Вриндаване”. Вследствие проявления этой любви душа достигает дхийо йо нах прачодайат – ещё большее желание и возможность испытывать эту любовь. Бескорыстная любовь и преданность растут как капитал в банке, чем больше мы отдаем, тем больше получаем, а чем больше получаем, тем больше можем отдать. Даса кари' ветан море деха према-дхана. Таким образом, преданность увеличивается до бесконечности.

Дхимахи означает арадхана, обожание, переживание любовного экстаза. Слово дхи – производное от буддхи, – обычно переводится как “обретённое с помощью разума”. В данном случае дхи указывает на Божественный разум, который нисходит в низшие сферы бытия, чтобы развить в нас дух бхакти. Поэтому дхимахи – не медитация на отвлечённый предмет, а любовное отношение. Таков скрытый смысл мантры гаятри.

Гаятри, песнь освобождения, также означает санкиртана. Киртана подразумевает воспевание, которое ведёт душу к высшей цели — любовному соединению с высшей душой. Мадхурйа-раса как высшая (мукхйа) форма любовных отношений со своей высшей сущностью, содержит в себе все остальные расы. А Шримати Радхарани – Махабхава – воплощает в Себе сам дух любовного служения.

Ваибхава буквально значит “выйти наружу” или “распространить себя”. У одной и той же реалии есть две ипостаси: прабхава – внутреннее содержание – и ваибхава – внешнее проявление. Это две стороны одного явления. Суть сварупа-шакти – это Шримати Радхарани. Сварупа-шакти как таковая (энергия служения) – это внешнее проявление (ваибхавы) Шримати Радхарани и в то же время это обитель Шри Радхики, царство прекрасного и вечного служения.

Как световые лучи есть продолжение Солнца, так вся внутренняя энергия есть продолжение Махабхавы, Шримати Радхарани. Радхика проявляет Себя в бесконечном разнообразии, как прекрасная внутренняя энергия, и тем самым служит Своему Господу. Она Сама создаёт атрибуты, которые Ей нужны для служения Кришне. Радхарани, или Махабхава, – это вся внутренняя энергия в сжатой форме. Когда Радхарани желает служить, Она распространяет Себя в бесконечном разнообразии. Чтобы помочь Ей в служении Шри Кришне, при посредничестве Йога-майи и Баладевы, разворачивается целый духовный мир, в том числе Вриндаван, Матхура и Вайкунтха.

Статистика сайта
103706
185995
Просмотры: 301
Посещения: 297


Следующие 3 страницы могут вас заинтересовать:

Онлайн-консультации по Рунам Русичей

Всеясветная грамота. Сказочное Лукоморье

Руны Русичей. Индивидуальные он-лайн консультации по Рунам Русичей возобновятся с июня 2018 года. Юлия Бурая


Руны русичей

Семинар практика руны русичей. Юлия Бурая

Руны русичей. Приглашение

Руны русичей. Родник предков

Руны русичей. Описания

Проект Славянский миръ

Друзья! По вашим многочисленным просьбам группа «РОДНИК ПРЕДКОВ», совместно с Евгением Аверьяновым, представляет справочник с подробным описанием РУН РУСИЧЕЙ! Заказать