янв 20, 2018 |
(0) | 726 |
Тэги: кришна, безусловная любовь, бхакти, душа, рама, высшее я
Достигнув этой человеческой формы жизни, мы должны попытаться узнать, кто мы есть на самом деле, это очень важно.
Связывание двух душ
Йога в переводе с санскрита, что означает «связь» или «соединение». Естественно, должно быть два объекта, чтобы возникла связь, и должен быть процесс, который свяжет эти два объекта. Подобное мы можем наблюдать в этом мире. Например, если вы хотите соединить два кирпича, тогда вам необходимы эти два кирпича и цемент, песок, вода, т.е. раствор.
Аналогично, йога означает связь или соединения двух личностей, нашего Высшего выражения, Крышеня и души при помощи процесса бхакти, или чистой любви. Другими словами йога это такой процесс, который позволяет душе соединиться с Крышнем.
Казалось бы все так просто, прекрасно и возвышенно! Душа, Кришна и связь, но… это все не более чем проекция мирского сознания на мир трансцендентного, или иначе проявление механистической концепции, ньютоновско-картезианской парадигмы, в соответствие с которой мир можно расчленить на части и представить, как механическое соединение отдельных элементов или просто как машину. Сначала Кришну разобрали на части, по винтикам, как старый телефон, а потом предлагают все это соединить вместе.
Такой подход широко распространен в философии запада, а также среди врачей, которые лечат отдельно левое ухо от правого, тело от духа и сознания, в науке планеты не более чем просто точки с определенной массой, соединяемой гравитацией (хотя никто до сих пор не знает, что это такое). Метафизики же разделили живое существо на тело, душу, ум, разум, чувства, сознание и сверхсознание, а также и подсознание, настроили в уме всяческих иерархий. Кромсают и режут все, что попадет под руку на части, как им заблагорассудится, и называют это наукой.
Продолжим обсуждение механистической парадигмы, столь популярной в кали-йугу в ведической философии. Природой индивидуальной души заложено служить Высшей Душе и желание или стремление служить ему проявляется в общении ее с чистыми преданными. Если мы хотим служить Всевышнему, но в течение некоторое времени мы не общаться с теми, кто служит Ему, то это желание высыхает. Это подобно дереву, которое после того, как выпустит несколько листьев, умирает от недостатка воды. Хорошее общение подобно воде в нашей духовной жизни.
Подобная интерпретация логически вытекает из механистической идеи разделения Единого неделимого целого на части. Если Кришна – это высшее сознание, а живое существо – низшее, то оно, несомненно, имеет конституционное положение, как джива-атмы, служить Высшему. Где мы это видим? Правильно в материальном мире, в мире демонов. Демоны принуждают рабов служить им, причем безвозмездно. Свобода! Равенство! Что вы! Вы еще не созрели для свободы. И вообще ваше предназначение служить своему господину. Будете бунтовать? Перевесим всех. Но почему-то слуги, неприкасаемые и рабы не хотят служить своим господам и бунтуют, требуют справедливости. Почему бы это?
Но что мы можем предложить вместо механистической материалистической философии разделения и всяческих иерархий? Только идею целостности и самодостаточности живого существа, которое удовлетворено всегда само в себе. Мы едины. И это означает, что несмотря на то, что мы имеем множество своих собственных выражений, в том числе и “высших”, мы, тем не менее, едины, т.е. живое существо одно, без второго, поэтому наше Высшее Выражение и есть мы сами и нам не нужно связываться с Самим Собой и служить Самому Себе. Это вполне логично, если мы целостны. Нам нужно просто перейти в то состояние, которое нас интересует, и принять любое наше выражение, как актуальное. И все. Вы скажете, но этого же нет. Нет, есть. Как же? Да так. Если вы что-то не видите, это не означает, что этого нет и также, если вы что-то видите, то это не означает, что это существует. То, что вы видите, может быть не более чем иллюзия. Радуги не существует, но мы видим ее. Это и есть иллюзия или оптический эффект. Поэтому нужно Знание, а знание это и есть Веды, а не писания. Писания и веды - не одно и то же.
Только объект любви
Как известно, все мы обладаем любовью и привязанностью до некоторой степени. Красивая молодая девушка и юноша, когда видят друг друга, притягиваются автоматически, и после этого они приходят к браку. Однако мы не можем стать по-настоящему или постоянно счастливыми в любви в этом мире. Единственный истинный объект любви, который приносит реальное удовлетворение, это наша собственная внутренняя Сущность. Характер нашей души является таким, что мы представляем собой безграничный океан Божественной любви, но в настоящее время наша любовь не проявлена, точнее она есть, но не чиста и эгоистична. Человек может полюбить очень красивую жену, но только тогда, когда она служит и подчиняется ему. Если она является сварливой или если она влюблена в другого человека, то любовь будет разрушена.
Таким образом, в нашем нынешнем состоянии телесного сознания, наша любовь и привязанность не являются чистым; они смешаны с эгоизмом. С другой стороны, если мы следуем процессу бхакти, который в самом простом варианте сводится к повторению трансцендентных имен, при этом мы постоянно слушаем о качествах, формах и достояниях, заключенных в них, то мы постепенно получаем вкус к беспримесной любви к своему Высшему Я. Но на самом деле это не так, просто в нас пробуждается состояние безусловной любви оно не означает отношение, а означает состояние. Такие преданные со временем становятся по-настоящему счастливыми. Они не принимают динамику этого мира и, таким образом, у них нет привязанности к низшим формам проявления любви. Так или иначе, поддерживая свою жизнь, они всегда воспевают, памятуют и медитируют на Абсолют, т.е. на Нас Самих в Нашем Высшем Проявлении.
Поэтому формула духовного продвижения, связанная с “девятью видами преданного служения”, является духовной технологией, а не служением и она прекрасно работала в прошлом, однако в настоящее время ситуация существенно изменилась. Шраванам, киртанам, смаранам и прочее являются необходимыми, но не являются достаточными. Необходимы также целенаправленная и осознанная работа над сознанием на основе духовной психологии, опирающейся на осознание своего истинного положения и природы, развитие самодостаточности и полного удовлетворения в Самом Себе. Мы уже достаточно зрелы для того, чтобы принять ответственность за свою жизнь на самих себя, а не перекладывать эту ответственность на гуру, садху или кого-то еще. Нужно также осознавать, что реальность, в которой мы живем, не приходит сама по себе, она является следствием тех усилий, которые мы прикладываем. Солнце может всходить и заходить, но если у нас есть свеча, то нас это нее затрагивает.
И если стадии процесса бхакти расписаны достаточно подробно, то о духовной психологии ничего практически не известно. Однако мы живем в условиях западной культуры и в ХХ веке, а не в Индии или на Руси до Новой Эры, а время вносит свои коррективы. Кроме того, сейчас наступает время Золотого Века, и все духовные практики сейчас трансформируются существенным образом.
Итак, начальный этап бхакти-йоги называется садхана-бхакти, затем с развитием подобия безусловной любви и привязанности в уме и при помощи интеллекта, в условиях проявления чистой благости, практикующий бхакти достигает этапа бхава-бхакти, трансцендентных эмоций. На стадии бхава-бхакти, душа может, в некоторой степени реализовать безусловную любовь, а также понять свои настроения в этом состоянии . Затем, через некоторое время, поглощение божественной любовью к Кришне проявляется существенно глубже, и эта последняя стадия называется према. Знание стадий любви, несомненно, вдохновляет, но мало что меняет в практическом плане. Возникает вечный вопрос: “А как всего этого достичь и кто такой Кришна?”
Все перечисленные разновидности любви неявно подразумевают под понятием любовь отношения, а не состояние души. Так, например, вода может быть в трех состояниях: жидкое твердое и газообразное. Это и понятно, т.к. иначе объяснить обусловленным живым существам ничего невозможно. Как им рассказать, то чего они никогда не испытывали и что нельзя описать словами?
Према – это некий общий принцип, но он разделен на пять настроений: шанта-раса (нейтральный любовь), дасйа-раса (настроение служения), сакхья-раса (дружба), ватсалья-раса (родительская любовь), и мадхурья-раса (сладостная любовь). Шанта означает любовь и привязанность к Кришне без каких-либо настроений. Находясь в шанта-расе человек думает: "Абсолют велик, а мы - Его крошечные отделенные частички. Мы должны поклоняться Ему. Он так милостив". Человек, часто, в шанта-расе не имеет мирских привязанностей. Он не молится: “О, Боже, дай мне хлеб с маслом, дай мне чувственные наслаждения, дай мне освобождение от страданий ". Шанта-раса проявляется уже после освобождения, как это было в случае с четырьмя братьями Кумарами: Санакой, Сананданой, Санатаной и Санат Кумаром. Они не имели стремления к элементарным мирским потребностям, поскольку уже достигли Брахма-локи, но у них также и не было вкуса к какой-либо конкретной расе любви.
В настроении дасья-расы, человек служит Кришне, как одному из самых великих мастеров. Находясь в дасйа-раса, он думает о Кришне, таким образом: "Ты мой господин. Ты основа всей вселенной, ее повелитель, ты можешь ее создать и разрушить". Но в дасья-расе уже существует желание к практическому служению, как в случае Ханумана, который верой и правдой служил своему кумиру (госполину) Раме.
Далее идет настроение в сакхья-расе, отношению к Кришне как к другу. Такой человек думает: "Кришна мой друг." Есть два вида друзей: друзья в Айодхье и в Двараке (обители экспансии Шри Кришны, Господа Рамы и Дваракадиша), и друзей во Врадже (обитель Самого Шри Кришны). И если друзья Кришны в Айодхье и Двараке испытывают некоторое благоговение и почтение перед Ним, вместе с их настроением дружбы, то во Врадже мальчики являются закадычными друзьями. Кришна и Его близкие друзья всегда испытывают привязанность друг к другу в равной степени. Друзья Кришны могут спать на одной кровати с Ним. Они могут что-то попробовать, а затем поделиться своей едой с Ним, и Он также если что-то ест, то затем делится остатками еды с ними. Они не считают, что Кришна Бог.
Другие думают: "Кришна мой сын". Это отношение, которое называется ватсалья-расой, более возвышенное, чем предыдущие настроения. Если у нас имеется вкус к родительским отношениям, мы можем выступать как Его собственные родители. Отец сажает своего сына на колени, обнимем Его, и дает
ему сладости. Даже если отец состарился, он по-прежнему хочет служить своему сыну. Обратная идея, когда наше Высшее выражение выступает в качестве нашего отца, находится в противоречии с религиозной доктриной, т.к. если Кришна есть наш Отец, то Он должен был бы служить нам. Мы говорим, отец: "О отец, пожалуйста, поставить это, пожалуйста, принеси то, дай мне воды, дай мне хлеба”. Но если мы думаем о Кришне, как нашем сыне, то мы хотим служить Ему.
Более возвышенными, чем родительская любовь, - любовные отношения в настроении супружеской любви, которая называется мадхурья-раса. Мадхурья-раса разделена на два отдельных настроения: в браке или супружеская любовь, и любовь между возлюбленными (вне брака). В качестве тех, кто женат на Кришне по ведическим ритуалам и законам, могут служить, например, царевны Кришны во главе с Рукмини и Сатьябхамой. Другим настроением является любовь вне брака, и у молодых женщин в этой категории нет причин для их любовных отношений с Кришной, кроме самой любви. Этим высшим этапом проявления экстатической любви может служить романтическая любовь (упапати-бхава) и примером являются гопи Враджа.
Бхакти-йогу очень легко практиковать. Вы можете повторять имена Кришны в дневное или ночное время, будь то вы индуист, мусульманин, христианин или принадлежите к любой другой религиозной деноминации. Даже животные могут слышать, когда вы воспеваете громко, и они также получают духовную пользу. Вы можете повторять имена - "Харе Кришна" - если вы бедны, и вы можете их повторять, если вы богаты. Вы можете повторять после купания или без него; до, после или во время еды; сидя или стоя, или в любом другом состоянии. Здесь нет зависимости от богатства или ситуации. Сутью всех ведических писаний является Харе Кришна мантра: “Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе”.
В заключение хотелось бы сказать, что безусловная любовь, это наша извечная природа, и она не подразумевает наличие других объектов для того, чтобы выразить себя или проявиться, даже если этот объект Кришна. Ведь бхакти не зависит от каких-либо обстоятельств, она самодостаточна. Но через процесс медитации на лилы Кришны проще достичь бхакти.
Статистика сайта© 1995 - 2018 Институт Русской Ведической Культуры :: Родник Предков
Разработка сайта Maha Dev