Джива таттва или истина души

Джива таттва или истина души

Предмет философского обсуждения относительно истин живого существа (джива-таттва) очень важным. Знание философских истин является основой полноценной духовной жизни. Без такого знания человек не имеет в своей жизни ориентиров. Хотя эта тема поднимается уже не в первый раз, тем не менее, она является настолько глубокой, что понимание приходит лишь постепенно и со временем становится ее легче понять, поэтому мы обсуждаем ее снова.

Страх возникает всегда, когда живое существо осознает себя как материальное тело из-за поглощения внешней, иллюзорной энергией, майей. Когда оно, отворачивается от Своей собственной природы, предает забвению свое истинное положение, отрицает признание своей божественности, оно забывает свое конституционное положение и может считать себя слугой или даже рабом: семьи, человечества или Вселенной и того, кто ее создал, т.е. Создателя, Бхагавана.

Страх смерти или страданий, а также страх потерять близких или имущество, вследствие ложного отождествления себя с телом или временной ролью, побуждает его обращаться с молитвами к Высшим силам, Создателю, иерархии богов, порождая религиозность. Но разумный человек должен понять, что подобная ситуация порождена не иллюзией или майей, а неведением. Очень часто при рассмотрении конституционного положения живого существа в ведической философии рассматривается противопоставление целого и части. Насколько это вообще правомочно?

Например, если кто-то сорвет цветок, то цветок уже больше не является целым; если его рвут и дальше, он разрушается. Весь материальный мир такой – если что-то в этом мире делится и разделяется, его целостность теряется. Это верно, но это физический, а не философский подход, причем с точки зрения механистической (материалистической) Ньютоновско-картерзианской парадигмы.

С точки же зрения квантовой физики — это не так, разделение на индивидуальные локализованные объекты является кажущимся или иллюзорным. Но тем не менее исходя из механистических “очевидных” представлений делается далеко идущий вывод, что в духовном мире все не так, и живое существо “падшее”, которое забыло Кришну. Утверждается, что Кришна останется целым, даже если неограниченное количество частей или объектов исходят из него. Тогда о какой же действительности говорится в ведических текстах во многих местах:

мaмaивамшо джива локе
джива-бхутах санатанах
манах-шаштханиндрийани
пракрити-стхани каршати
(Бхагавад-гита 15.7)

Живые существа, в этом обусловленном мире мои вечные фрагментарные части. В связи с обусловленной жизнью, они борются очень трудно с шестью чувствами, которые включают ум.

Отсюда следует, что эти “живые существа” вообще реальными индивидуальными живыми существами не являются, это экспансии Кришны, раз они “Его фрагменты”, а значит они не имеют свободы воли и самостоятельной значимости. Он эти фрагменты поместил в голограммы в материальный мир и предоставил самим себе, испытывать все “радости” обусловленного состояния. Для того, чтобы они были обусловленными, Он вынужден был задать условия игры, при которых они не помнят самих себя, точнее своего истинного положения и происхождения, иначе обусловленности не получится. Таким образом, Кришна играет сам с собой и все обвинения дживы в неблагодарности, гордости и прочих грехах, всего лишь его собственная ментальная игра.

Джива — вечное индивидуальное живое существо, которое, находясь в обусловленном состоянии, воплощается в материальных телах, принадлежащих к той или иной из бесчисленных форм жизни. [Ачарья Кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами. Глоссарий, стр. 623. Шри Бхактиведанта Гаудия Матх, 2004]. Более подробно это понятие обсуждается в статье “Категории познания: дух, душа, реальность, бхагаван, брахман”.

Таким образом, исходя из определения, часто встречающиеся толкования понятия джива (джива-атма) не является точным, т.к. этот термин применяется для обозначения факта существования обусловленности живого существа, а не описывает саму, трансцендентную по своей природе, сущность, которая не может являться обусловленной. Это философская категория, принятая для обозначения обусловленного состояния сознания, такая категория существует вечно, вселенские формы существуют, как явление, также вечно, но живая сущность связана с этими формами временно, и то не прямо, а косвенно. Для этого трансцендентная сущность сначала порождает своего двойника, которое носит название читта, находящегося в пограничном состоянии сознания и уже читта, в свою очередь, формирует обусловленное живое существо - матрешку, т.е. вложенные друг в друга временные тела и временную личность с ложным эго внутри, которое и путешествует в материальном мире, причем дистанционно.

Очень важно понять, каким образом джива является не частью Верховного полного, Шри Кришны, а является выражением самого Кришны, так как Господь никогда не может быть разделен на части. У Него нет предела Его длины или ширины; Он не имеет конца, ни начала, т.е. к Его бытию неприменимо понятия пространства. Он проявлен во всем, при этом весь мир находится в Нем, однако Он Сам не делится на части. Это означает, что весь мир – это Его ментальная сфера или просто мыслеформа.

Поэтому Кришна всегда является Полным Целым, полной Абсолютной Истиной, олицетворяющей полное существование, и, хотя так много проявлений и расширения исходят от Него, Он пребывает в совершенном равновесии своей целостности. Кришна имеет два типа расширений. Его Вишну-таттва расширение, известное как свамша, является Его пленарным (прямым и полным) воплощением. Живые существа, известные как вибхиннамша, не являются полными или прямыми экспансиями. Они являются Его бесконечно малыми, отделенными фрагментами, не имеющими самостоятельного, независимого и отдельного существования.

эках шуддхах свайам-джйотир
ниргуна асау гунашрайах
сарва го анавритах сакши
ниратмат матманах парах
(Шрмад Бхагаватам 4.20.7)

Индивидуальная душа, чиста, нематериальна и лучезарна, и она едина. Вездесущая и не покрытая материальной оболочкой, Она является средоточием всех положительных качеств и свидетелем всего, что происходит. Она отлична от всех остальных живых существ и трансцендентна ко всем воплощенным душам.

Этот стих описывает качества живого существа в своем истинном проявлении, таким образом, выделяя несколько различий между ним и воплощенной душой. Живое существо является единым или одним без второго, тогда как обусловленные дживы существуют в неограниченном количестве. Таким образом. Живое существо создает обусловленные формы в своем ментальном пространстве в бесчисленном количестве. Однако проблема состоит не в этом, а в том, что она соотносит себя со своими ментальными конструкциями, а это уже и есть иллюзия. Вы также можете заметить, что описание качеств, сопоставляемых с категорией Бхагаван, полностью совпадает с описанием качеств реального живого существа, но при этом в многочисленных комментариях дело обставлено так, как будто этих качеств у живого существа нет. Однако в этом вы можете предъявить претензии к религии, до которой скатилась современная ведическая традиция.

 

Статистика сайта
167940
299412
Просмотры: 336
Посещения: 334


Следующие 3 страницы могут вас заинтересовать:

Онлайн-консультации по Рунам Русичей

Всеясветная грамота. Сказочное Лукоморье

Руны Русичей. Индивидуальные он-лайн консультации по Рунам Русичей возобновятся с июня 2018 года. Юлия Бурая


Руны русичей

Семинар практика руны русичей. Юлия Бурая

Руны русичей. Приглашение

Руны русичей. Родник предков

Руны русичей. Описания

Проект Славянский миръ

Друзья! По вашим многочисленным просьбам группа «РОДНИК ПРЕДКОВ», совместно с Евгением Аверьяновым, представляет справочник с подробным описанием РУН РУСИЧЕЙ! Заказать