дек 09, 2017 |
(0) | 1387 |
Тэги: живое существо, кришна, джива, атма, гуру, фрагмент
Обсуждение предмета относительно установленной философской истины о живом существе (джива-таттва) является продвинутым, его не изучают углубленно на стадии неофита. Тем не менее, ее важно знать, особенно для тех, кто активно делиться духовными темами с другими. Прозрачное, ясное понимание философских истин является основой сильной духовной жизни.
Сиддханта балийа читте на кара аласа
иха ха-ите кришне лаге судридха манаса
(Шри Чайтанья-чаритамрите, Ади-лила 2.117)
Искренний ученик не должен пренебрегать обсуждением таких выводов, считая их спорными, такие дискуссии укрепляют ум. Таким образом, его ум привязывается к Шри Кришне. Хотя эта тема возвышенная и глубокая, тем не менее, постепенно со временем становится легче ее понять для того, чтобы читать или обсуждать. Не унывайте и не думайте: "О, это такая возвышенная тема. Мой разум не в состоянии даже прикоснуться к ней".
Во всей духовной литературе, мы находим кого-то, кто задает вопросы и тех, кто отвечает на эти вопросы. Эта повторяющаяся ситуация указывает на фундаментальный процесс духовной жизни: смиренно задавать вопросы для того, чтобы узнать истину. В этом настроении, великий царь Махараджа Парикшит спрашивает у мудреца, Шрилы Шукадевы Госвами:
"Живое существо обладает трансцендентной природой, является духовным и обладает сознанием, в то время как материальная потенция Кришны, Майа, обманывает его таким образом. что оно становится инертным и мирским. Как получается, что живое существо запутывается в Майе Это очень удивительно ".
Причин подобной ситуации несколько. Одна из проблем связана со страхом. Страх возникает, когда живое существо отождествляет себя с чем-то временным, материальным физическим или или тонким телом, но если быть более точным, то это пробема неведения о своей истинной природе, в основе которого лежит забвение и гуна невежества. Невежество до времени блокирует интерес к самопознанию, и тогда за этим следует поглощение внешней, иллюзорной энергией Творца. Причина в том, что существует такой феномен сознания, как проекция на внешнюю энергию, в результате живое существо, джива-атма, "забывает" Всевышнего Господа. Однако сама же Атма абсолютно свободна и ее память также абсолютна, она не может, как человек, чего-то забыть.
Однако джива-атма, поглощенная иллюзорной деятельностью, проецирует на свой внутренний видео-экран те сцены и те события, в которых оно участвует во Вселенной и реальность иллюзорной игры принимается за истинную реальность, т.к. другой она и не знает. В этом случае живое существо даже не стремится понять самго себя, свое истинное конституционное положение, она начинает считать себя незначительной дживой и рабом божьим. В данном случае речь идет о джива-атме, которая изначально вообще ничего не знает о себе, поскольку изначально ничем и не является, это просто семя, т.е. набор ДНК, т.е. речь идет о связке сущность живого существа (атма) + само воплощенное живое существо (джива-атма), которые живут и взаимодействуют в разных плоскостях Единой Реальности.
Но приходит время перехода на новый уровень эволюционного развития и тогда атма (ее еще называют иногда монадой, см. рисунок ниже) начинает напоминать о себе живому существу. Настало время "возвращения домой". Критерием такой возможности является созревание живого существа, достижение им необходимой и достаточной зрелости, развитие личности, что является самым трудным. Живое существо сначала очищает и ассимилирует свой индивидуальный опыт материального существования, подводит итоги, затем оно постепенно начинает проявлять те божественные потенции, энергии и качества, которые уже были заложены в нем, в полной мере.
Именно тогда начинает проявляться антахкарана, серебряная нить, своего рода мост, связывающий атму и воплощенное живое существо. Происходит процесс одухотворения тела и обусловленного сознания, повышение вибрационной энергии клеток тела и всех структур тела-сознания, включая ДНК. Расширяется сознание, как в сторону более высоких вибраций, так и в сторону более низких, т.е. живое существо интегрирует в себе все сущее, ничего не отвергая.
Из этого следует, что материальный мир – это не более чем колыбель для новых форм жизни, а не юдоль страдания. В этом мире Кришна - отец, Пракрити - мать, а Майа – нянька, но это скорее роли воспитателей или попечителей, т.к. у нас нет ни отцов, ни матерей, поскольку мы, в своей сущности, вечные и нерожденные. Страдания возникают лишь у тех, кто не хочет развивать себя и свою личность, не желает быть открытым к новым знаниям и переменам. Именно нежелание покидать зону психологического комфорта побуждает джива-атму растворяться вновь в брахмаджьоти, но это просто бегство, уход от труда над собой. Также нежелание изменяться приводит к стремлению удерживать всевозможные преходящие, но столь милые сердцу, концепции различных духовных течений и/или знаний, ведь гораздо легче идти по глубокой и вспаханной многими другими борозде, чем создавать нечто индивидуальное.
Часто можно услышать, что разумный человек должен заниматься неуклонно чистым преданным служением Кришне под руководством истинного духовного учителя, которого он должен принять. Что это означает? Это означает, что действительно разумным живое существо становится только тогда, когда оно начинает осознавать необходимость самоосознания. Именно тогда оно начинает осознавать потребность в истинном духовном учителе, а не просто в знатоке шастр, который много чего слушал и запомнил.
Истинный гуру должен не просто много чего-то знать, т.е. владеть гьяной или информацией, но и быть самореализованной личностью, т.е. достичь вигьяны или учить только тому, что реализовал на практике. Только вигьяна является знанием. Но и это не все. Знание от гуру, если оно у него есть, может перейти к ученику, только если между гуру и учеником возникают любовные бескорыстные отношения, т.е. чистые любовные отношения, только тогда знания перейдут к ученику. Иначе никак, слушайте хоть 1000 лет. Но со всяким ли гуру вы можете установить такие отношения? Далеко нет, ведь не на всякой девушке вы женитесь, хотя их очень много красивых и обладающих всяческими достоинствами. Почему так? Потому что гуру не является случайной личностью в вашей жизни, ваши отношения сложились далеко не в этой жизни. Они существуют вечно, но в других качествах и других реальностях, может быть он ваше близнецовое пламя, а может что-то другое. Но это тема для другого разговора.
"Шри Чайтанья Махапрабху - воплощение, которое освобождает обусловленные души в век Кали. Враджендра Нандана Шри Кришна, переполненный интенсивным желанием наслаждаться особенными чувствами, принял сердечные экстатические настроения и цвет лица Шримати Радхики, воплощения Своей собственной энергии наслаждения (хладини-шакти), и даровал всему миру подарок, Свое Святое Имя и божественную любовь к Нему "(Шри Шикшаштака, Введение).
Часто в комментариях можно прочитать, что по своей конституции живое существо является вечным слугой и должно заниматься поклонением Верховному Господу, Шри Кришне. Как указано в Шри Чайтанья-чаритамрите:
(Мадхйа-лила 20.108):
дживера сварупа хайа – кришнера нитья даса
кришнера татастха-шакти бхедабхеда пракаша
Быть вечным слугой Кришны является конституционным положением живого существа, потому что он является пограничной энергией Кришны.
Но, в такого рода комментариях неверно переводится слово нитья. Нитья здесь означает не вечно, а означает постоянно, т.е. живое существо (джива-атма) служит Кришне, пока находится в обусловленном состоянии, во власти времени. Почему? Потому что живое существо (истинная сущность или атма) на самом деле трансцендентно и не подвластно времени, т.е. находится вне времени и пространства, к нему неприменимо понятие вечно или временно. Время – это иллюзия материального существования, не более того. Кроме того под поклонением в обусловленном состоянии следует понимать медитацию на Его имена, формы, качества и игры. Часто употребляемый термин слуга является искажающим истинный смысл взаимоотношений живого существа и Кришны. Это связано с религиозным толкованием понятий, составляющих духовную практику, в мире Абсолюта нет никаких слуг, только возлюбленные.
В своей сущности, а не во временном состоянии, живое существо не является татастха, в пограничную зону, в состояние татастха-шакти, между материальными и духовными мирами попадает не истинное живое существо, а его экспансия в виде семени, попадает позднее, уже через взгляд Маха-Вишну и по своему осознанному выбору, а его изначальное положение до начала времен является трансцендентным и оно обладает сознанием, а также свободой воли.
Душа, точнее сущность живого существа, блаженна сама по себе, по своей внутренней природе, а не в качестве вечного слуги Кришны. Когда обсуждается вопрос, что заставляет дживу сделать выбор в пользу материального мира, часто используют идеи, что джива завидует Кришне, или в решающий момент она смотрит на внешнюю потенцию, думая, что что-то существует еще, кроме Господа. Но подобные толкования лишь проекция собственных мирских качеств на трансцендентную реальность. Так почему же джива смотрит в сторону Майи? Некоторые дают ответ, что Кришна дал дживе независимость.
Но ей независимость никто не давал. Она обладает ей по своей изначальной трансцендентной природе, она не бывает другой, это ее вайбхава, также как и сахар не может быть соленым, джива не может быть, ни полностью зависима, ни частично. Другие говорят, что джива злоупотребляет своей независимостью, и поэтому майя наказывает ее. Но джива не может злоупотреблять независимостью, т.к. тогда это не будет независимостью, если она должна как-то ее согласовывать с кем-то еще.
Ребенок не может быть полностью свободен, он должен каждый почти свой шаг согласовывать с мамой, но взрослый ребенок ничего может с ней и не согласовывать. Какая мать скажет при этом: "Ты злоупотребляешь своей независимостью, ты не спросил меня, можешь ли жениться или кушать мороженое, или пойти гулять". Абсурдность подобных утверждений очевидна.
Да, некоторые дживы делают выбор сразу в пользу материального мира, но причина в том, что они хотят понять сами себя со всех сторон, во всей своей полноте, это проявление извечного стремления к познанию и самосовершенству, не смотря на трудности и возможные страдания. В материальном мире они достигают совершенства жизни, а те, кто идут сразу в духовный мир – нет. Так, кто же более разумен? Но это еще вопрос, кто же является вечно-освобожденной душой? Если это экспансии Кришны, то они не являются вообще живыми сущесвами, это всего лишь расширения Кришны, что означает, что Он сам играет с самим собой.
Итак, сторонники идеи "падения" дживы, в негативном смысле, исходят из следующих предпосылок:
• Джива неблагодарна, она отвернулась от Кришны и забыла Его
• Джива думает, что существует что-то лучше Кришны
• Она наслаждается не Кришной, а иллюзией
• Джива злоупотребляет своей независимостью
• Джива не служит Кришне, как вечная служанка
• Она самостоятельно не способна вообще ничего понять, ей просто необходим наставник
• Единственным выходом для дживы найти прибежище у тех, кто видит истину
• Джива несовершенна и неудачлива, она во всем заблуждается
• Она сошла с рельсов любви и не знает истинного пути, который знают только те, кто об этом пишет
Не слишком ли много недостатков и несовершенств приписывается дживе? И не кажется ли вам, что в каждом подобном случае обвинений дживы ей настоятельно рекомендуется обратиться к тем, кто обладает знанием, но при этом критерия по которому можно отделить знающего от информированного не дается? Это больше похоже на саморекламу. Зато сколько негатива выливается на бедную дживу. Но может быть, "забывчивость" джива-атмы - необходимое условие, без которого невозможно ее развитие?
Итак, идем дальше.
мамайвамшо джива-локе
джива-бхутах санатах
манах-шаштханиндрийани
пракрити-стхани каршати
(Бхагавад Гита 15.7)
Живые существа, пребывающие в этом условном мире, являются Моими вечными фрагментарными частицами (расширениями). В обусловленном состоянии, они изо всех сил сражаются с шестью чувствами, включая ум.
Мама – означает моя, а амша – означает часть или расширение Кришны или, может быть, фрагмент.
Однако в книге Бхагавад Гита, изданной издательством "Gaudiya Vedanta Publications" в 2011 году эта же фраза переведена совершенно иначе, причем в изначальном тексте на санскрите нет слова вибхиннамшами:
The eternal living entities in this material world are certainly My separated parts and parcels (vibhinnäàça). Situated in material nature, they are attracted by the six senses, including the mind.
"Вечные дживы, обитающие в материальном мире, несомненно, являются Моими отделёнными частицами (вибхиннамшами). Порабощённые материальной природой, они находятся в плену шести чувств, включая ум".
В книге "Бхагавда гита, как она есть" переведено аналогично. В английском же варианте книги "Journey of the Soul" эта фраза, включающая слово мамайвамшо переведена так: "The living entities, in this conditioned world are My eternal fragmental parts.", т.е. используется словосочетание fragmental parts или фрагмент, это уже ближе к реальности. Но фрагмент не является отделенной и тем более частицей, фрагмент - это часть, но целого, которая не имеет смысла без самого целого. Например, фрагмент книги, фильма или жизни. Однако ближе по смыслу в данном контексте стоит значение слова амша – расширение (экспансия Кришны), а не фрагмент. Как мы видим, в первом случае перевод является произвольным, совершенно искажающим смысл изначального текста, на основе которого затем строится философия, не имеющая ничего общего с оригиналом, т.е. появляются понятия об отделенности живых существ от Кришны и о том, что они являются частицами и эти представления кочуют из книги в книгу.
Очень важно понять, каким образом джива является частью высшего целого, Шри Кришны, так как Он никогда не может быть разделен на части. Не существует пределов Его длины или ширины; Он не имеет ни конца, ни начала. Весь мир пребывает в Нем, но Он Сам не делится на части. В мире Абслолюта вообще не существует пространства, и там нет такого понятия, как длина или ширина; также не существует размера и у дживы (атмы). Поэтому она не может быть ни малой, ни ничтожной или незначительной. Она не имеет ни конца, ни начала и не может быть частью кого-либо или чего-либо.
Например, мы можем отпилить камешек из валуна, но мы не можем ничего вырезать из Кришны. Джива (атма) не является частью Кришны, скажем, как небольшой кусок камня является частью более крупного камня. Потому что Кришна является Полным Целым, полная Абсолютная Истина, олицетворение полноты существования, и хотя так много проявлений и расширения из Него исходит, Он пребывает в совершенном равновесии. Мы можем только сказать, что атма есть сознание, качественно то же самое, что и сознание собственно Кришны, в том смысле, что они тождественны друг другу. Мы продолжим эту тему взаимных отношений атмы, живого существа и Кришны в следующих работах. Сейчас можно можно сказать, что представления о частях и тем более отделенных, не более чем проекция обусловленного сознания на трансцендентную реальность. И если джива-атма, или воплощенная форма, может быть экспансией Кришны, хотя не каждая, то атма экспансией не является, она только входит в джива-атму (экспансию, созданную Кришной) и дает ей возможность испытывать всевозможные переживания и проходить уроки.
Иначе можно сказать, что все формы, которые мы принимаем, исходят из Шри Кришны, но мы не эти формы и не Сам Кришна, мы тождественны Ему, но и отличны от него. Что может происходить, гипотетически, если перейти от философских категорий к физике? Материализуются или проявляются формы из безграничного резервуара энергий, формы существуют, пока в них есть необходимость, потом они исчезают, растворяясь в махат-таттве, но мы остаемся всегда.
Статистика сайта© 1995 - 2018 Институт Русской Ведической Культуры :: Родник Предков
Разработка сайта Maha Dev